Выкрасть кролика из вольера? Выдать себя за пациента дома престарелых, что в лондонском Челси? Ни то, ни другое не тянет на преступление века, не так ли? Но в Англии времен правления королевы Виктории за такие вещи вполне могли и вздернуть.
Преступление и наказание – викторианская версия
Правоохранительная система Англии и Уэльса вошла в историю как «Кровавый кодекс»
Недавно Национальный архив Соединенного Королевства обнародовал в интернете стенограммы суда, позволяющие новыми глазами взглянуть на то, какой суровой была система наказаний пару столетий назад. Тогда нигде в мире еще не было полицейских сил, и Англия раннего викторианского периода была не лучшим местом для тех, кто попался с поличным.
К 1815 году, за два десятка лет до того как бобби в высоких шлемах начали патрулировать лондонские улицы, смертная казнь предусматривалась за 200 с лишним всевозможных деяний.
Незадачливый грабитель
Снискавшая себе печальную славу правоохранительная система Англии и Уэльса, считавшая, что чем суровее наказание, тем меньше преступлений, вошла в историю как «Кровавый кодекс» – и не без оснований.
Казни представляли собой спектакли для зевак, богатеи заранее платили большие деньги за то, чтобы устроиться на балконах, с которых открывался лучший вид, впрочем, для того, чтобы зарезервировать себе место на эшафоте, особых усилий не требовалось.
Провести месяц в компании цыган; нанести любое повреждение Вестминстерскому мосту; срубить дерево; увести скотину; украсть что-либо дороже 5 шиллингов (30 фунтов стерлингов по сегодняшним меркам, менее 50 долларов) – и готово, считай, что ты уже на виселице.
Смертные приговоры выносились и карманникам, и браконьерам, и вредителям шлагбаумов на дорогах, и тем, кто крал товары, выброшенные на берег после кораблекрушений, и тем, кто гулял в ночи с лицом, замазанным черной краской (потому что окружающие сразу принимали таких за грабителей).
Протоколы 1791-1892 годов хранятся в Национальном архиве на западе Лондона. В сети они размещены на сайте Ancestry, созданном для тех, кто интересуется генеалогическими связями. В числе самых заметных документов – относящиеся к неудавшемуся покушению на королеву Викторию, в которую стреляли из пистолета в Виндзорском замке в 1882 году.
В интернет выложены свидетельства того, что стрелявшему – Родерику Маклину – были предъявлены обвинения в государственной измене. И хотя его признали невиновным из-за его душевной болезни, оставшиеся дни он провел в специальном закрытом заведении.
Есть здесь и документы, относящиеся к убийству премьер-министра Великобритании Спенсера Персеваля в 1812 году в вестибюле палаты общин парламента страны. Расследование вывело на обанкротившегося бизнесмена Джона Беллингхэма, которого судили и затем повесили. Беллингхэм до сих пор остается единственным человеком в истории, которому удалось убить британского премьер-министра.
В сети теперь можно найти и бумаги, относящиеся к человеку, которого считают прототипом Фейгина, персонажа «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса. Этим человеком был главарь группировки юнцов, промышлявших карманными кражами. А вот известному скупщику краденного Айзику Соломону удалось избежать ареста, но впоследствии его все равно поймали, и в 1830 году он был судим и приговорен к 14 годам ссылки.
Есть здесь и документы об одном из основных подозреваемых по делу о Джеке Потрошителе, докторе Томасе Нилле Криме. В 1892 году он был приговорен к смерти за массовое отравление, и его последними словами – как говорят – стал выкрик «Я – Джек!».
Другие бумаги рассказывают о незадачливом романтике с большой дороги Джордже Лайоне, который как-то под дождем пытался ограбить повозку, но не сумел, потому что порох в его пистолете отсырел. В 1815 году его судили в Ланкастере и, как несложно догадаться, приговорили к смерти.
Всего опубликованные в сети документы касаются 1,4 миллиона уголовных дел, по которым вынесено 900 тысяч вердиктов о тюремном заключении, 97 тысяч приговоров к ссылке и 10300 смертных приговоров, в числе которых - казнь 14-летнего парня.
Похититель лука
Помимо громких дел, судебные стенограммы интересны и тем, как разбирались с простыми людьми, совершившим незначительные проступки. Эти документы говорят многое о нравах общества той эпохи.
В 1874 году некий Джон Уокер был приговорен к семи годам исправительных работ за кражу луковиц, а для 63-летней Сары Дуглас похищение скатерти обернулось высылкой на семь лет.
«Эти свидетельства отражают тот факт, что вопрос преступления и возмездия за него всегда был и останется спорным», – считает Оливер Ван Калстер, управляющий директор сайта Ancestry.
Опубликованные документы говорят о том, что лидерами по количеству осуществленных смертных казней в XIX веке были графства Уилтшир, Херефорд и Эссекс, в то время как суды Йоркшира, Дарема и Ланкашира были наименее кровожадными.
Несмотря на то, что наказания той поры были более суровыми, оправдательными приговорами заканчивалось 25% судебных разбирательств, что довольно близко к аналогичному показателю наших дней, составляющему 20%.
Изучать архив можно бесплатно на протяжении двух недель с момента регистрации на сайте; затем будет необходимо внести абонентскую плату.